Решение Чукотского УФАС России в отношении АО "Чукотэнерго"
26 января 2018, 06:10

РЕШЕНИЕ № 02/01-44/18

24.01.2018 г.                                                                                            г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>

Члены Комиссии: <…>

в присутствии представителей Заказчика:

- <…> по доверенности <…>,

- <…> по доверенности <…>,

в отсутствии представителей Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «ТЕМП», уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «ТЕМП», ИНН 8709906784, ОГРН 1158709000284 (далее – Заявитель) на действия АО «Чукотэнерго», ИНН 8700000339, ОГРН 1028700586892 (далее – Организатор торгов, Заказчик), при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по внутристанционной перевозке угля для нужд ОП АО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ, извещение №31705975313  (далее – Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 15.01.2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.

В своей жалобе Заявитель указывает, что 29 декабря 2017 года Заказчиком было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 31705975313 о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по внутристанционной перевозке угля для нужд ОП АО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ.

         Заявитель считает, что извещение и условия документации данного запроса предложений являются противоречивыми и необходимо внесение соответствующих изменений в документацию по нижеследующим обстоятельствам.

Как указывает заявитель в своей жалобе:

 «подача заявок на участие в закупке осуществлялась по электронному адресу https://rushydro.roseltorg.ru/, тогда как извещение содержит указание на подачу заявок на участие по адресу http://www.roseltorg.ru/. Также на электронной площадке https://rushydro.roseltorg.ru/ установлено время подачи заявок до 15.01.2018 г. до 01:00 по московскому времени, т.е. до 10:00 по времени г. Анадырь, т.е. сроки окончания приема заявок на двух сайтах отличаются (на сайте http://zakupki.gov.ru срок приема установлен до 9:00 поместном времени)»;

«из проекта договора, срок осуществления перевозки угля установлен с 1 февраля 2018 года по 28 февраля 2018 года, однако определение победителя процедуры приходится на 29.01.2018 г., то есть закупочной документацией предусмотрено начало исполнения договора ранее, чем через 10 дней с момента опубликования итогового протокола. При этом срок заключения договора установлен в течение 30-ти календарных дней, что является существенным противоречием с условиями проекта договора»;

«в период с 29.12.2017 г. по 12.01.2018 г. Заказчиком 3 раза вносились изменения в закупочную документацию, без продления срока приема заявок, что не соответствует целям правового регулирования, закрепленным в ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Фактически, добросовестное лицо, желающее участвовать в закупке за 5 рабочих дней (29.12.2017, 09.01.2018, 10.01.2018, 11.01.2018 и 12.01.2018) должно было 3 раза произвести изучение объемной закупочной документации с целью составления своего коммерческого предложения. При этом последние изменения внесения за 1 рабочий день до окончания срока приема заявок уже в период его окончания (16:11 по местному времени). Вообще изменение документации 12.01.2018 г. за 1 час произошло 2 раза, что помешало ООО ПКП ТЕМП оперативно отследить внесенные изменения в закупочную документацию с целью формирования своего предложения».

 Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при указании в документации, извещении заказчика и в форме извещения адреса электронной площадки и  места подачи заявок нет никаких противоречий.

Информация, размещенная на ЭТП и подписанная электронной цифровой подписью, автоматически выгружается на единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС) по адресу: www.zakupki.gov.ru, где создается форма извещения. В форме извещения ЕИС Заказчик не имеет технической возможности изменять параметры закупочной процедуры, в том числе дату и время. В ручном режиме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение не набирается.

Дата и время окончания срока подачи заявок на ЭТП и в документации о закупке – 15 января 2018 года 01 час 00 минут по московскому времени, 10 часов 00 минут по местному времени. Но при выгрузке на ЕИС по неизвестным причинам время установилось – 09 часов 00 минут по местному времени и что указанное несоответствие не ограничивает участников в подачи заявки а наоборот продляет ее подачу на 1 час по местному времени.

18 января 2018 года в службу технической поддержки единой информационной системы в сфере закупок по электронному адресу helpdesk@zakupki.gov.ru было направлено обращение  об ошибке при выгрузке извещения из ЕЭТП в ЕИС в части времени. 18 января 2018 года в центр поддержки пользователей электронной площадки «Русгидро»  направлено письмо о том, что при создании закупочной процедуры на ЕЭТП было установлено время вскрытия заявок 10 часов 00 минут, а при выгрузке на ЕИС время автоматически показывает 09 часов 00 минут. В обращении на ЕИС и письме на ЕЭТП содержится просьба устранить несоответствие времени или дать рекомендации об устранении данной проблемы.

В случае, срока заключения договора с условиями проекта договора, в пункте 3.1 проекта договора на оказание услуг по внутристанционной перевозке угля указан срок выполнения перевозок ориентировочно с 1 февраля 2018 года по 28 февраля 2018 года.

Также, 12 января 2018 года в закупочную документацию Заказчиком два раза были внесены изменения. Обоснование внесения изменений – исправление документарной ошибки. Данные изменения не касались существенных условий открытого запроса предложений: технического описания предмета закупки, сроков оплаты, ответственности сторон и т.д.  Скриншот страницы из ЕИС с указанием обоснования внесения изменений прилагаю.

Изменения были внесены 12 января 2018, а вскрытие заявок на участие в закупке  назначено на 15 января 2018 года – за 3 дня до окончания срока подачи заявок.

В соответствии с пунктом 6.4.11 Положения о закупке продукции для нужд АО «Чукотэнерго» изменения о закупке, а также в документацию о закупке вносятся не позднее окончательного срока подачи заявок. Также пункт 4.2.8.1 гласит, что организатор запроса предложений в любой момент до истечения срока приема заявок вправе внести изменения в документацию о закупке.

Следовательно, при внесении изменений в документацию организатор закупки не обязан продлевать срок  окончания подачи заявок. К тому же, как было ранее сказано, данные изменения были внесены с целью исправления документарной ошибки.

Доводы ООО ПКП «ТЕМП» в жалобе о том, что внесение изменений в закупочную документацию помешало оперативно отследить внесенные изменения с целью формирования своего предложения опровергает факт подачи им заявки на участие в закупочной процедуре.

До окончания срока подачи заявок на ЕЭТП в графе «Количество заявок» было указано 2(1) заявки с пояснением, что (1) – это заявка участника, на счету которого отсутствуют денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре, а также что при отсутствия поступления денежных средств до окончания срока подачи заявок данный участник будет отклонен системой.

После окончания срока подачи заявок в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений указано одно предложение. Заявка ООО ПКП «ТЕМП» была отклонена системой в связи с отсутствием на счету денежных средств для обеспечения заявки на участие.

Следовательно, внесение изменений на участие в закупочной процедуре фактически не помешало ООО ПКП «ТЕМП» подать заявку на участие в закупке.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

29 декабря 2017 года в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение, а также документация о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по внутристанционной перевозке угля для нужд ОП АО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений состоялось 15.01.2018г. на электронной торговой площадке http://rushydro.roseltorg.ru.

В протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений 31705975313, лот 72.1 от 15 января 2018 года указано, что по окончании срока подачи заявок до 01 часов 00 минут (время московское) «15» января 2018 года была подана 1 заявка от участников.

К участию в запросе предложений допущена заявка Акционерного общества «Транспортная компания РусГидро», цена предложения 3999969,23 руб без НДС.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как следует из существа жалобы Заявителем оспариваются информация Заказчика – АО «Чукотэнерго», указанная в извещении о данной закупке и документации о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по внутристанционной перевозке угля для нужд ОП АО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ, по мнению заявителя противоречивых, что могло ограничить конкуренцию неопределенного круга хозяйствующих субъектов.

Таким образом, действия АУ «Чукотэнерго» изложенные в жалобе не связаны с требованиями предусмотренными в части 10 статьи 3 Закона о закупках по отношению к заявителю и не подлежат рассмотрению Комиссией Чукотского УФАС России в порядке предусмотренном статье 18.1 Закона о защите конкуренции, следовательно, жалоба не подлежит рассмотрению.

На основании изложенного в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

      1. Жалобу ООО ПКП «ТЕМП» на действия АО «Чукотэнерго», при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по внутристанционной перевозке угля для нужд ОП АО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ, извещение №31705975313, признать необоснованной, в связи с отсутствием правовых оснований установленных пунктом 10 статьей 3 Закона о закупках для рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии:

________________________

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:

________________________

<…>

 

 

________________________

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Наверх